recent movies | winter-17

В своем прежнем блоге я много писала о кино, – больше, чем о чем бы то ни было. В какой-то момент я перестала считать, о скольких фильмах смогла составить свое мнение, чтобы это не превращалось в гонку за цифрами. После 3-4 тысяч это уже не так существенно, наверное. Но, хотя переносить сюда все “кинозаписи” не имеет никакого смысла, сделаю крюк на начало текущего года, чтобы периодически удовлетворять свое любопытство и страсть к статистике.

Старые кинопосты обычно никто не перечитывает, но если вдруг кому-то будет любопытно почитать прошлые отзывы, примерно треть (а это около тысячи) можно найти на Кинопоиске.ру в моем профиле.

В этой публикации фильмы, которые я посмотрела зимой 2017. Их 34. Не пугайтесь сразу, в следующий раз буду писать меньшими объемами.

Movie 01-2017

Новый Гулливер (1935) СССР
Режиссер: Александр Птушко
Начинается, как фильм для детей, – пионеры в крымском лагере “Артек” читают книгу о Гулливере, а когда один мальчик засыпает – ему снится, что Гулливер – он сам, а вокруг него лилипуты. Здесь картина переходит в мультипликационную плоскость, и все персонажи, кроме мальчика, это пластилиновые куклы. Смотреть сегодня это невозможно без перемотки, чистой воды коммунистические идеи вписаны в канву книгу Джонатана Свифта. Язвительно пародийные персонажи, еще и в кукольном обличье, выглядят мерзко. Я помню с детства сцену, в которой маленький человечек поет “Моя лилипуточка”, но была уверена, что это какая-то короткометражка. Главный герой, советский мальчик-пионер, выглядит бесполо, он идеально вышколенный, чересчур правильный. К сожалению, это единственная его роль в кино, в 1944м актер погиб во второй мировой войне. 5

Охранник для дочери Sara (1997) Польша
Режиссер: Мацей Шлесицки
В ролях: Богуслав Линда, Аргнешка Влодарчик
“Здравствуй, старость…”? Если с юмором, то именно так хотелось воскликнуть после просмотра фильма, а серьезно – я весьма удивлена тому, что среди критики практически не встретила отзывов, схожих с моими ощущениями. Романтика, встреча любящих сердец, обретение истинных чувств в черном мире криминалитета…? Да все бы хорошо бы, если бы героиня фильма была совершеннолетней, либо ее возлюбленный тоже ходил в школу. Я всеми руками за любовь и счастье, в жизни и на экране, но когда католическая Польша, периодически голосующая за запрет абортов или отказ от секса до брака, вдруг выносит к обеденному столу героя-любовника с паспортом педофила… у меня как-то язык не поворачивается называть это трогательной историей любви.
Девочка, без вопросов, нежнейшей красоты, чудесный 16-летний цветок, распускающий свои “щупальца” на поиск самца, но помилуйте, у взрослого мужика со спецназом за плечами вообще мозги отбило напрочь?
Спойлер: Для пущей романтики она забеременеет, они расстреляют всех своих врагов и отправятся в светлое будущее с мусорным пакетом, набитым пачками денег.
Моя оценка – 5, дань моей собственной молодости, когда я, если и не была в восторге от этого фильма, но и вовсе не осуждала его героев. Помню, что в конце 90-х его крутили у нас по ТВ, и мало-помалу фильм приобрел некую культовость в Украине. Однако, все течет, все меняется… Я бы не смотрела этот фильм со своим сыном, когда он будет тинейджером. Пусть сначала “Лолиту” прочитает.

Мир призраков Ghost World (2001) США, Великобритания, Германия
Режиссер: Терри Цвигофф
В ролях: Тора Бёрч, Скарлетт Йоханссон, Стив Бушеми
Оскар-2002 номинация Лучший адаптированный сценарий
О чем вам говорит предложение “Фильм снят по мотивам комиксов…”? Прочти я его до просмотра фильма, скорее всего не взялась бы вообще, а после – мне как-то стало понятнее, почему сложилось ощущение, что сцены прыгают, сменяя друг друга, почему поведение героев несколько гипертрофированное, и вся история кажется чуточку абсурдной, но при этом доброй – и грустной. Молодые девочки (Йоханссон – 16 лет, Берч – 18..) в поиске жизненного пути после окончания школы, в поиске собственных законов общения с мужчинами, в поиске самих себя. Что-то мне напомнило собственное отрочество, что-то показалось совершенно чуждым, так как я не росла в Америке, понятное дело. 6

Лиза-лиса Liza, a rókatündér (2015) Венгрия
Режиссер: Карой Уй Месарош
В ролях: Моника Бальшаи, Сабольч Беде Фазекаш
Если доверять статистике кинопоиска, я видела только три венгерских киноленты, и те были полнометражными мультфильмами (“Ловушка для кошек” – один из любимых с детства). Начинала смотреть с острым любопытством, фильм напоминал одновременно и “Амели”, и “Любовь на кончиках пальцев”, то есть в нем ощутим какой-то схожий с французским шарм. В то же время главная героиня своими особенностями вызывала в памяти образ Кристен Уиг в ленте “От ненависти до любви” или даже “Добро пожаловать ко мне”. Тут потребовались уточнения, что все упомянутые героини слегка не в своем уме, женщины одинокие и с незаурядными романтическими представлениями. Припорошите историю пеплом из японских ужастиков и добавьте пыльной мистики, чтобы сердечко трепетало от очередного падающего наземь трупа.
Кино безмерно ироничное, оставляет привкус съеденной конфеты-шипучки, и поднимает настроение. Но сюжетно – совсем не по мне, я бы пропустила его мимо без сожаления. 6

Бей первым, Фредди! Slå først Frede! (1965) Дания
Режиссер: Эрик Баллинг
В ролях: Мортен Грунвальд, Ове Спрогёе, Поуль Бундгаард
Смотрели “Агента Джонни Инглиша”? Вот это – датская его версия, и старше на 40 лет. Смешной недотепа оказывается вовлеченным в игры шпионов, тогда как его удел – торговать игрушками. Фильм добрый, юмор простоватый, особенно запоминающихся шуток мне не попалось, и в общем-то, смеяться было не над чем, кроме самой идеи, что я смотрю фильм, которому стукнуло полвека, и о нем, наверное, забыли уже и в самой Дании. Хотя, не берусь судить, возможно, это один из фильмов-прародителей шпионских пародий, ведь у него даже есть продолжение – “Расслабься, Фредди!” (Slap af Frede!, 1966). 6

Светская жизнь Café Society (2016) США
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Дженни Берлин, Стив Карелл, Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Блейк Лайвли
Ироничный господин Вуди Аллен не изменяет себе на этот раз. Фильм умеренно динамичный, у него линейный, не ветвистый сюжет, но с красивыми побочными элементами. У него всегда очень атмосферные фильмы, даже если сюжет ерундовый, все эти детали, костюмы, все продумано и, для не специалиста, выглядит совершенно идеально. Предыдущий его фильм мне совсем не “зашел”, не смотря на звездный ансамбль, а “Светская жизнь” показался таким близким. В Голливуде или в Нью-Йорке происходят события, люди там так же влюбляются, расходятся, совершают ошибки, как и все мои знакомые, и я сама – в прошлом, разумеется. И когда часы в новогоднюю ночь бьют двенадцать, как в финальных кадрах, многие из нас нет-нет да и подумают на секундочку о чем-то, что где-то там… 7

Улика Clue (1985) США
Режиссер: Джонатан Линн
В ролях: Айлин Бреннан, Тим Карри, Мэдлин Кан, Кристофер Ллойд
Много встречала упоминаний об этом фильме, и особенно заинтересованно после того, как однажды в компании играли в настольную игру Clue. Замкнутое пространство, десяток человек, убийства одно за другим, напряжённая атмосфера – и интрига до самого конца, что же в самом деле происходит, и кто всю эту паутинку сплёл хитромудро. При этом юмор, едкий сарказм, подтрунивание над персонажами, даже случайными жертвами. Смотрится отлично, ретро практически не чувствуется, а знаменитых актеров вы можете и не узнать “в гриме” молодых лет. Для себя я отнесу этот фильм к классике и поищу подобные фильмы ещё. 8

Токийская невеста Tokyo Fiancée (2014) Франция, Канада, Бельгия
Режиссер: Стефан Либерски
В ролях: Полин Этьен, Тайчи Иноэ
Совершенно не ожидала того впечатления, что на меня произвел этот фильм. Оценки у него довольно уравновешенные, и имена актеров, конечно, неизвестные (мне). Но либо на мой неискушенный на японскую культуру взгляд, но либо и правда, режиссура талантливая, но меня фильм заворожил. От скептической улыбочки в начале, мол, ну что за отсылки к французскому “Амели” (здесь так зовут главную героиню, приехавшую из Бельгии в Японию) довольно быстро не осталось и следа. Атмосфера легкости и некой пряности, полунамеками вовлечение зрителя в развитие романтических отношений между героями и вот уже обнажение тел и душ. Молодые, тонкие, красивые тела показаны не столько для секса, как (мне показалось) отражение невинности, неопытности, ранимости, хрупкости. История, как сакура, облетающая на ветру, красивая, глаз не оторвать, но быстро осыпается и завершается … 8

Дети тишины Children of a Lesser God (1986) США
Режиссер: Рэнда Хейнс
В ролях: Уильям Хёрт, Марли Мэтлин
Оскар-1987: Лучшая женская роль ( Марли Мэтлин ) + 4 номинации, включая Лучший фильм
Золотой глобус-1987: Лучшая женская роль (драма) ( Марли Мэтлин ) + 2 номинации
Берлинский кинофестиваль-1987: Серебряный Медведь, Приз газеты Berliner Morgenpost + нминация на Золотой Медведь

Премного благодарна Тане М. за рекомендацию. Теперь у меня странное щекочущее чувство, как я могла вообще никогда не слышать об актрисе Марли Мэтлин, единственной неслышащей женщине в истории мирового кино, получившей “Оскар”?! Стыд, правда.
Ее партнер по фильму Уильям Херт – прекрасный актер, самоотдача его героя учительскому делу, преданность идее социализации глухих детей – проникаешься сразу, веришь ему, ни разу не усомнившись и в его чувстве к героине.
Она, конечно, очень красива, женственна, нежна, хотя играет девушку гордую, страстную, горящую. Она удивительна, я нарочно не читала ничего, терпела до конца фильма, не могла поверить до конца в ее глухоту. Я от всего сердца признательна ей за эту роль, за вклад в то, что зритель задумается, оглянется, придаст значение тому, как живут глухие люди в мире звуков. Меня не покидают мысли о том, как редко на самом деле я видела неслышащих людей в обществе, как мало они социализированы, чего им стоит – даже не знать, как правило, что такое “слышать музыку”, “слышать свое имя”… Мурашки по коже, и – вдвойне подкрепляет мое давнее желание выучить хотя бы основные жесты языка неслышащих людей.
Я давно не видела настолько чувственных красивых мелодрам, которые бы смотрелись трогательно независимо от того, когда были сняты. Буду долго вспоминать, и возможно, еще пересмотрю. 9

Бразилия Brazil (1985) Великобритания
Режиссер: Терри Гиллиам
В ролях: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хелмонд, Иэн Холм, Боб Хоскинс
Британская академия-1986: Лучшие визуальные эффекты, Лучшая работа художника-постановщика
Бразил – так должен был бы называться фильм в русскоязычном прокате, мне кажется, – остров блаженных в ирландской мифологии. Упоминания о нем встречались с Раннего Средневековья, и только по одной из версий современное государство Бразилия названо по легенде о таинственном острове, населенном счастливыми людьми. Про остров Бразил рассказывали, что он окружён дымкой и туманом, которые расступаются раз в семь лет, когда только его и можно видеть.
Почему так называется фильм, становится понятнее ближе к финалу, когда единственным спасением из ужаснейших условий тоталитарного общества кажется побег в далёкие (несуществующие, наверное) края, где зеленые холмы, коровки пасутся, и можно любить женщину своей мечты. Я не предполагала, каким гнетущим будет впечатление от всего фильма и финала, в частности, потому не обманывайтесь названием, не ожидайте веселого бразильского карнавала… впрочем, возможно, только я упустила из виду культовый статус этого фильма и не была в курсе, о чем пойдёт речь.
Мне тяжело далась эта картина, атмосфера анти-утопии, чёрная безысходность в настроении, и только юмор, острый, тонкий, как-то зацепил и провёл меня до конца через 2,5ч хронометража. Иногда чувствую себя окончательно утратившей способность воспринимать фантастические драмы, не принимая к сердцу. Перед глазами так и стоят финальные кадры, и лицо Джонатана Прайса, умиротворенное, даже счастливое, наконец. 9

Movie 2-2017

Мед в голове Honig im Kopf (2014) Германия
Режиссер: Тиль Швайгер, Lars Gmehling
В ролях: Эмма Швайгер, Дитер Халлерворден, Тиль Швайгер
Не понравился, и вот почему.
Во-первых, хронометраж в 2ч 20 мин можно оправдать только в том случае, если фильм предполагался к показу по ТВ в двух частях. Иначе – затянуто и провисло.
Во-вторых, сюжет, предлагающий зрителю комичные ситуации, в которых оказывается семья дедушки с болезнью Альцгеймера. Я пыталась воспринимать его в духе фильма “1+1 (Неприкасаемые)”, но по ходу дела дедушке становится все хуже, и улыбаться уже не получается.
В-третьих, второстепенные персонажи – как сама семья, так и случайные люди в эпизодах, – неприятные, даже если предполагаются позитивными. И их шутки не просто неуместные, а противоречат моему представлению о морали.
Я не буду рубить с плеча, и поставлю “5” за старания девочки Швайгер и исполнителя главной роли Дитера Халлервордена. Играть больных людей, особенно когда тебе 80 (!), – это заслуживает уважения. 5

Дедушка легкого поведения Dirty Grandpa (2016) США
Режиссер: Дэн Мазер
В ролях: Роберт Де Ниро, Зак Эфрон
Еще один дедушка, но в данном случае не столько его возраст, сколько имя не позволяет мне поставить фильму ниже, чем “терпимо”. Чего не стерпишь ради Роберта Де Ниро?..
Однако, я таки отмечу, что это, пожалуй, худший фильм, который я видела с его участием, и даже “Стоун” и “Большая свадьба” были относительно терпимее. Хуже было бы, снимись Де Ниро вместе с Адамом Сэндлером в “Папа-досвидос”, хотя и тут шуточки о половых органах и выпускании газов достигают предела… Я бы не смотрела, но уже. 5

Последний бойскаут The Last Boy Scout (1991) США
Режиссер: Тони Скотт
В ролях: Брюс Уиллис, Дэймон Уайанс, Даниэль Харрис, Холли Берри/font>
Люблю такие старые киношки. Любимые лица, молодые еще, будто и я еще учусь в школе, а их фотографии продаются в виде постеров. Брюс Уиллис сейчас снимается в таком количестве Г, что “Последний бойскаут” кажется наслаждением. Все в духе 90-х, хорошие и плохие парни, взрывы машин, погони, и все с юмором и усмешкой. 6

Инферно Inferno (2016) Венгрия, США
Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Том Хэнкс, Фелисити Джонс
Первые два фильма о гарвардском профессоре Роберте Лэнгдоне захватывали, хотя я в свое время не дочитала и “Код да Винчи”. Вечный Рим, красота и таинственность его улиц, исторические декорации и псевдоисторические загадки – колоритный коктейль, который нам подали уже в третий раз. Однако, Том Хэнкс стареет, и, возможно, поэтому в этой части он выглядит чрезвычайно уставшим. Профессору уже тяжело быстро бегать, скрываясь от преследований дронами (!), а пробираться по сухим балкам в куполе музея – вообще на грани суицидальной попытки. Фелисити Джонс казалась жутко заторможенной, эти приоткрытые губы в полу-улыбке или в полу-шокированном состоянии… ее участие в динамичном триллере эту динамику гасило, по-моему.
Кажется, будет еще один проект по книгам Брауна – «Утраченный символ», – надеюсь, он не будет сделан на скорую руку. 6

Двойной просчет Double Jeopardy (1999) США, Германия, Канада
Режиссер: Брюс Бересфорд
В ролях: Эшли Джадд, Томми Ли Джонс, Брюс Гринвуд/font>
Вот это пример картин 90-х, которые я уже буквально поштучно выискиваю в списках непросмотренного. Настолько мое кино.
Криминальный триллер, детектив, но не мрачный, закручен мягко, актеры не грубые, злодеи соблазнительные, у несправедливости есть шанс восторжествовать даже в самых серьезных переплетениях.
Героиня Эшли Джадд, влюбленная в своего мужа, счастливая и наивно несведущая в его делах, вдруг просыпается в крови, обнаруживая, что ее муж пропал. И хотя тело его не найдено, улиц оказывается достаточно, чтобы суд присяжных упек молодую и симпатичную маму в тюрьму за убийство, которого она, ясное дело, не совершала. Ей помогает выжить только мысль о маленьком сыне, которого увозит ее подруга, и – идея во что бы то ни стало разыскать виновного в ее осуждении.
Томми Ли Джонс – в своем привычном образе, офицер по досрочному освобождению, ему всегда хорошо удавались роли служителей закона. И – отдельной строкой – Новый Орлеан, на улицах которого завершается фильм. Тот случай, когда обращаешь внимание на городские декорации уже потому, что сам там побывал. Мне совсем чуть-чуть не хватило интриги, ее раскрыли довольно рано.
Хочу еще такого кино, … как говорит мой сын, “дайте мне, скорее”. 7

Пурпурная роза Каира The Purple Rose of Cairo (1985) США
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Миа Фэрроу, Джефф Дэниелс, Дэнни Айелло, Ирвинг Мецман
Золотой глобус-1986 Лучший сценарий
Британская академия-1986 Лучший фильм Лучший оригинальный сценарий
Сезар-1986 Лучший фильм на иностранном языке
Сатурн-1986 Президентская премия ( Вуди Аллен )
Каннский кинофестиваль- 1985 Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

Вуди Аллен называл этот фильм своим любимым детищем. И хотя я могу иметь собственное мнение, пересмотрев почти всю его фильмографию, но спорить с Мастером не буду, конечно же.
Картина выверенная, очаровательная, с особенной атмосферой, когда забываешь, в какое десятилетие фильм снят, настолько хороши декорации, костюмы, грим и сами действия артистов. Ироничный, показательно наивный, и лишь к финалу – вдруг повзрослевший сюжет, дающий зрителю тот “хэппи-энд”, который тот готов увидеть …
Одинокая женщина (Миа Фэрроу) сидит в темном полупустом зале кинотеатра, за дверями которого Великая Депрессия, а на экране – роскошная жизнь. В ее взгляде можно прочесть столько… 8

Славные парни The Nice Guys (2016) США, Великобритания
Режиссер: Шейн Блэк
В ролях: Райан Гослинг, Ким Бейсингер, Рассел Кроу
Мне настолько понравися этот фильм, что я его, пожалуй, пересмотрю еще когда-нибудь. В нем столько нанизанных на общую нить эпизодов, поначалу выпадающих как шары с номерами в лотерейном барабане, и потом только выстроившихся в стройный сюжетный ряд. Столько совершенно дурацких персонажей, над гибелью которых смеяться неловко, но все-таки прыскаешь от смеха, так все нелепо и комично.
Динамика, яркая картинка, костюмы 70х годов (!), общий ироничный дух, – отличная криминальная комедия. 8

Прибытие Arrival (2016) США, Великобритания
Режиссер: Дени Вильнёв
В ролях: Эми Адамс, Джереми Реннер, Майкл Стулбарг, Форест Уитакер
Оскар-2017 Лучший монтаж звука + 7 номинаций
Британская академия-2017 Лучший звук

Воспоминания об этом фильме для меня пронзительны.
Начну с того, что Эми Адамс уже не удивляет, за 15 лет она выросла на три головы, и я понимаю, что ее карьера сейчас на взлете, но пусть он будет долгим и не приведет к падению. А вот Денни Вильнев, мама дорогая, да у него каждый фильм – жемчужина, и все из разных ожерелий. Как можно снимать каждый год по фильму, да такому, чтобы мозг зрителя вращался то по часовой стрелке, то против нее.
Если вы с ним незнакомы, начинайте сегодня. Не с “Пожаров” или “Врага”, так с “Пленниц” или “Убийцы” – каждый по-своему жесткий, и холодными пальцами сжимающий ваше горячее сердце.
“Прибытие” же вызвало у меня противоположные ощущения, впервые очень теплые, до мурашек, будто смотрела фильм о родном человеке. Конечно, инопланетяне здесь не настолько существенны, как то, что прибывает с ними. Так что если вы не очень любите фантастику, но склонны порассуждать на жизненные темы в духе “а что было бы, если бы”, – это то самое кино. Возможно, оставит вопросы, которых вы не ожидаете. 8

Под покровом ночи Nocturnal Animals (2016) США
Режиссер: Том Форд
В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Майкл Шеннон, Аарон Тейлор-Джонсон, Айла Фишер
Золотой глобус-2017 Лучшая мужская роль второго плана (Аарон Тейлор-Джонсон)
Венецианский кинофестиваль-2016 Особый приз жюри

Мощно. Один из лучших фильмов года, однозначно рекомендую. Если вы не из слабоневрных, смотрите с самого начала, но я предупредила, – вполне возможно, что стоит перемотать вступительные титры, потому что в танцах полностью обнаженных пожилых женщин эстетического мало… и главное, многим до конца останется непонятным, зачем было так спорно начинать историю. Эпатаж на общую канву сценария не ложится.
Для меня этот фильм – не о мести, не о драме взаимоотношений мужчины и женщины, это лишь одна ступень повествования… Бывший муж спустя 20 лет присылает покинувшей его женщине рукопись с романом, написанным настолько хорошо, что героиня Эми Адамс не может спать. Она читает его без пауз, возвращаясь в свое прошлое с этим мужчиной, анализируя свое настоящее. Была ли она несчастлива тогда настолько, чтобы разбить жизнь другого человека. Настолько ли, как несчастлива сейчас..? Что в ее жизни явь, а что – сон, на грани которого она балансирует, почти никогда не отдыхая ночами.
Я не читала книгу, по которой поставлен фильм, но вижу в развязке такую глубину, что как чернота ночи проникает в сердце. Разбивая то, что уже было осколками. 9

Movie 3-2017

Приключения Бакару Банзая в восьмом измерении The Adventures of Buckaroo Banzai Across the 8th Dimension (1984) США
Режиссер: У. Д. Рихтер
В ролях: Питер Уэллер, Джон Литгоу, Эллен Баркин
Удачный выбор для пункта “старая фантастика”, но совершенный провал с позиции вечернего развлечения. Сценарий настолько сложный и запутанный, что я так и не разобралась во всех ипостасях персонажей. Главный герой вам одновременно и ученый, и доктор, и рок-музыкант, и не забывайте, борец со вселенским злом, настоящий супергерой. Намешано! Может, для специалистов в “звездной” фантастике и околонаучной, что-то было бы любопытнее, я честно пыталась удерживать внимание на сюжете и устала уже к середине.
Мне совсем не зашел, но любопытно, что фильм входит в список “1000 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть”. 5

Костер тщеславий The Bonfire of the Vanities (1990) США
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Том Хэнкс, Брюс Уиллис, Мелани Гриффит, Ким Кэтролл
Пять номинаций на “Золотую малину”? Да ла-а-адно, не все плохо, совсем нет.
Во-первых, это все-таки Брайан Де Пальма. Во-вторых, вы представьте себе милейшее лицо молодого Тома Хэнкса, ему сейчас можно простить любую ерунду. Хотя, кстати, он номинации и не получил. Просто сыграл искренне, такого простоватого чудака, не сумевшего побороть внутреннее стремление к всеобщей справедливости. Хотя опять же, тут у зрителя должно проснуться недоумение, ведь его персонаж работает на Уолл-Стрит, живет в пятимиллионнной квартире, у него жена и любовница, откуда бы тут наивность и самокопания. Мне фильм понравился своей первой половиной, а на вторую, так и быть, пусть обрушится и гнев старых критиков, и ваше недовольство, если соберетесь смотреть. Не забывайте, что фильму скоро 30 лет, и помимо Хэнкса, можно лицезреть Брюса Уиллиса, Мелани Гриффит, и даже Ким Кэтролл за 8 лет до начала “Секса в большом городе”. 6

Правда о кошках и собаках The Truth About Cats & Dogs (1996) США
Режиссер: Майкл Леманн
В ролях: Ума Турман, Джанин Гарофало, Бен Чаплин, Джейми Фоксс
Такие фильмы приятно смотреть спонтанно, когда в настроение поностальгировать по своей молодости. Особенно если 90-е – это как раз про вас. Дурацкая история, смешные поступки молодых людей, но так искренне сыграно, с таким юным задором, очень добрые и теплые ощущения от фильма. Ума Турман, кстати, мне совсем тут не понравилась, а вот девочка Джанин Гарофало так ясно напомнила мне меня саму, давным-давно. Милая романтическая комедия на один раз, но после таких фильмов хочется накопать еще и еще такого плана. 6

Турист поневоле The Accidental Tourist (1988) США
Режиссер: Лоуренс Кэздан
В ролях: Уильям Хёрт, Кэтлин Тёрнер, Джина Дэвис, Эми Райт
Оскар-1989 год Лучшая женская роль второго плана (Джина Дэвис) + 3 номинации
Первое, что хочу отметить, – когда смотришь старый фильм, а потом узнаешь, что он номинировался на “фильм года”, и понимаешь, в принципе, что и в текущем году будут фильмы, совершенно скучные, но почему-то заслужившие номинацию. Второе, мое недоумение, как картина могла выйти такая скучная, хотя речь в ней о чувствах различного спектра – от боли потери до равнодушия, от поиска нового чувства до сомнений в его целесообразности. Уильям Хёрт выглядит очень органично, схоже с Ричардом Дженкинсом в фильме “Посетитель”, когда тоже немолодой уже человек оказывается перед испытанием новыми чувствами… Но разные сюжеты, динамика и исходы, – здесь больше мелодрамы и сердечных метаний, чем глубины драмы. 6

Игрушечные солдатики Toy Soldiers (1991) США
Режиссер: Дэниел Питри мл.
В ролях: Шон Эстин, Уил Уитон, Кит Куган
Едва окупившийся фильм, даже для 90-х, когда в моде были динамичные криминальные боевики, выглядит простовато. Но, наверное, очарование молодых и симпатичных актеров, сыгравших учеников закрытой школы для трудных мальчиков из богатых семей, делает свое дело. Мальчики, один из которых затем сыграет в “Звездном пути” другой станет хоббитом, а самый симпатичный – так и не найдет себе более запоминающейся роли.
Такие фильмы интересно смотреть, если еще помнишь, что в 90-е тебе точно понравились бы такие мальчики, смелые, бесшабашные, на которых смотреть со стороны, с замиранием сердца, но – никогда не связываться. Вон даже террористам пришлось несладко, когда эти мальчики решили дать им отпор, вместо того, чтобы тихонько посидеть в заложниках. Наивное, конечно, но притягательное кино. 6

Открытки с края бездны Postcards from the Edge (1990) США
Режиссер: Майк Николс
В ролях: Мэрил Стрип, Ширли МакЛейн, Деннис Куэйд, Джин Хэкмен
Почти не осталось фильмов Майка Николса, с которыми я пока не успела познакомиться. Это всегда так трудно, завершать фильмографии режиссеров, которые больше уже ничего не снимут. С актрисой Мерил Стрип ему, очевидно, хорошо работалось, вместе они зарабатывали и номинации, и награды, – и думается мне, они могли бы еще пару работ создать, но Николса не стало в ноябре 2014. Еще через два года ушли друг за другом две женщины, жизни которых положены в основу фильма “Открытки с края бездны”, – актрисы Кэрри Фишер и ее мама Дебби Рейнольдс. На церемонии “Золотого глобуса” Мэрил Стрип упомянула в проникновенной речи свою подругу Кэрри, и теперь, посмотрев этот фильм по полубиографическому сценарию Фишер, мне втройне грустно. Как всегда, ярко и выразительно Мэрил удалось сыграть – немного себя, немного подругу, немного всех женщин-актрис, чьей судьбой были попытки конкурировать с родными, талантливыми и знаменитыми, но не всегда простыми в общении с семьей. Ширли МакЛейн тоже прекрасна, как всегда. Ее сольный номер у рояля меня покорил, незабываемо.
Мне не хватило в сценарии драматизма, или динамики, история без всплесков. 6

Подземка Subway (1985) Франция
Режиссер: Люк Бессон
В ролях: Изабель Аджани, Кристофер Ламберт
Давненько не смотрела французского кино, к которому когда-то долго привыкала, а потом очень скучала. Надо отдать должное оригинальности кинематографа Франции, их работы либо ложатся на сердце, либо отталкивают тех, кто насыщен голливудской субкультурой.
Люка Бессона я уважаю, но не сказать, чтобы люблю. Фильм этот пропустила бы, не попадись он мне в качестве задания, и вряд ли пожалела бы. Впрочем, не могу сказать, что жалею потраченного на него времени. Лента нестандартная, снята в необычной атмосфере подземного “царства”, с экстравагантными персонажами и рваным линейным сюжетом, доведенным к финалу до абсурда.
На любителя. 6

Ночные ходы Night Moves (1975) США
Режиссер: Артур Пенн
В ролях: Джин Хэкмен, Дженнифер Уоррен Мелани Гриффит
У этого фильма нет громких номинаций, но он включен в “1000 лучших…”, чем случайно привлек мое внимание.
70-е в кинематографе – не мой конек, я узнаю только самые известные лица.
Джин Хэкмен, конечно, в своем репертуаре – харизматичный и несчастный – частный детектив, вскрывший за делом о побеге из дома юной девицы нечто более серьезное, и попавший в большине неприятности.
Джеймс Вуд – какой-то оболтус и проходимец.
И снова Мелани Гриффт, только еще на 15 лет моложе, совсем девочка. Ее я признала с трудом, но как раз отметила бы как одну из ключевых ролей в этой ленте.
Из легкого и слегка унылого детектива фильм плавно переходит в жесткий нуар, и во второй половине убийства учащаются, герои обозляются, и кровавые мальчики в глазах вычерчиваются все более явно…7

Приказано уничтожить Executive Decision (1996) США
Режиссер: Стюарт Бейрд
В ролях: Курт Рассел, Стивен Сигал, Холли Берри, Джон Легуизамо
Давным-давно видела этот фильм по ТВ, и сегодня мне довелось испытать снова те же чувства, что десятилетие или больше назад, – в сумрачном вечернем свете, с чашкой остывшего чая в руке, сжавшись на диване… мама дорогая, хорошо, что мне в ближайшую неделю никуда не лететь. Страх, как боюсь таких фильмов, действия в которых происходит в самолётах. И надо сказать, при всём том, насколько изменился жанр боевика-триллера к настоящему времени, и сейчас эта лента держит в напряжении. То ли искренность главных героев затмевает несовершенство технических моментов, то ли собственный адреналин расплёскивается, но я смело называю вечер с этим фильмом удовольствием. 7

Жареные зеленые помидоры Fried Green Tomatoes (1991) США
Режиссер: Джон Эвнет
В ролях: Кэти Бейтс, Мэри Стюарт Мастерсон, Мэри-Луиз Паркер, Джессика Тэнди,
Очень люблю книгу, которую решился экранизировать в 1991 году начинающий режиссер Джон Эвнет, потому не могу выступить непредвзято. Нет, у него, правда, получилась милая картина, и актрисы все замечательные, но сценарий не вместил столько книжных страниц, что экранная история для меня не выглядит полной. Измененный финал, пропущенные персонажи, недосказанное о тех, кто попал на экран, но не удостоился детальной прорисовки.
Прочтите книгу, она удивительно легко вмещает в себе и тяготы Великой депрессии, и вопросы сегрегации, и насилия в семье, и однополые отношения, – и все это собрано в нежный букет, где ни одна тема не выбивается ярким кричащим пятном. 7

Неприкасаемые The Untouchables (1987) США
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Кевин Костнер, Шон Коннери, Чарльз Мартин Смит, Энди Гарсиа, Роберт Де Ниро, Патришия Кларксон
Оскар-1988 Лучшая мужская роль второго плана (Шон Коннери) + 3 номинации
Золотой глобус-1988 Лучшая мужская роль второго плана
Британская академия-1988 Лучший саундтрек
Приз Национального совета обозревателей за второплановую мужскую роль (Шон Коннери), «Грэмми» и «Серебряная лента» в Италии за музыку, приз «Голубая лента» за лучший иностранный фильм в Японии.

Раскопала ещё один фильм с Де Ниро, который не удалось посмотреть в своё время. Я не большой поклонник фильмов о гангстерах, как и вообще восторженной криминальной романтики, – но пройти мимо картины, где против Аль Капоне “Де Ниро” выступает молодой и красивый “Кевин Костнер”? Как можно. А если в партнерах его значится Шон Коннери, по которому скучаешь до чёртиков, и прозрачный Энди Гарсиа, – меняю три следующих гангстерских фильма на один этот.
Тридцать лет назад кино уже снимали в прекраснейших декорациях, создавая убедительную атмосферу Чикаго в 30е. Каменные улицы с узкими автомобилями, голод, контрабанда, люди в холодных квартирах слушают радиопередачи из деревянных приемничков, чтобы скрасить свой вечер, а в полицейском участке невозможно отличить, кто из сотрудников работает на мафию. Страшные времена, несомненно. Сцена на лестнице, по которой катится детская коляска, – у меня ступни похолодели.
Для тех, кто застал 30е годы только на страницах учебников, кино любопытное, на мой взгляд. 8

Отточенное лезвие Sling Blade (1995) США
Режиссер: Билли Боб Торнтон
В ролях: Билли Боб Торнтон, Дуайт Йоакам, Дж.Т. Уолш
Оскар-1997 Лучший адаптированный сценарий + номинация “Лучшая мужская роль” (Билли Боб Торнтон)
Сатурн-1997 Лучший молодой актер/актриса (Лукас Блэк)

Я была сражена наповал с первых кадров. Билли Боб Торнтон – я его не узнала совершенно на постере, а увидев на экране, сидела как завороженная… Он бесподобен, насколько сложно так играть человека “в себе”, погруженного в свой внутренний мир, замкнутого в некрасивом теле, никем не любимого, никому не нужного. Его персонаж – психически неполноценный мужчина средних лет, проведший четверть века в лечебнице, а теперь делающий первые шаги своей жизни на свободе. Взрослой жизни, так как в заключение от угодил еще мальчишкой., и другой жизни у него буквально не было. Принадлежит ли он свободному миру, или его первый порыв вернуться в привычные больничные стены был верным. Надо сказать, что жители его родного поселка приняли его мирно, пустили не только в свое соседство, но и буквально в свои дома и сердца. Соседский мальчик-подросток вполне естественно смотрится в друзьях у этого сутулого, немногословного мужчины, на губах которого будто застыла добрая улыбка, но под другим углом кажется, что губы его стиснуты усилием. Он рассказывает парнишке о своем детстве, и зрителю понятна его судьба, его развитие, становится жаль человека, обреченного еще родителями на то, что с ним потом произошло. Но предвидеть развязки я, по правде, не могла. Мне казалось, что все закончится прозаичнее. От того, пожалуй, и прибило меня слегка финалом… Мир жесток. Фильм отличный, заслуженный “Оскар” за сценарий, и я бы его назвала “триплом” – за режиссуру и главную роль Билли Боба Торнтона в одном лице. 9

Комната в Риме Habitación en Roma (2009) Испания
Режиссер: Хулио Медем
В ролях: Елена Анайя, Наташа Яровенко
Фильм мне совсем не понравился, я не увидела в нем ни интересной идеи, ни драмы отношений. Оценку пыталась сложить из прежнего уважения к режиссёру Хулио Медему, и из привлекательных женских тел, обнаженных и беззащитных перед камерой. Эротики в фильме много, но того, что превратило бы ее в эротическую драму, – я не рассмотрела. Героини совершенно пустые, не прочувствовавшие свои проблемы, и ничем не цепляющие меня.
У Медема я видела – Беспокойная Анна (2007), Люсия и секс, Коровы(1992) – все весьма своеобразные картины, но оставляющие в памяти намного более серьезные фрагменты и эмоции, чем метания в простынях. 5

Чудо на Гудзоне Sully (2016) США
Режиссер: Клинт Иствуд
В ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Лора Линни
Люблю истории на реальных событиях, особенно о людях, героических поступках, но не на войне, а в мирное время, в самый обычный день, исполняя свои профессиональные обязанности или попав в соответствующие жизненные обстоятельства.
Тому Хэнксу нынче к лицу седина, а мне страшно печально осознавать, сколько лет и фильмов уже у него за плечами, раз он играет настолько зрелых персонажей, людей с возрастом, опытом. не меньшим, чем его собственный, но в других сферах. Аарон Экхарт тоже хорош сыграл партнерство, не просто разделив трагедию с главным героем, но и оказавшись его надежным плечом.
Спасибо создателям фильма, что не стали углублять драматизм сцен на борту самолета, а сместили акцент на продолжение истории. Бюрократия, человеческий фактор, непрофессионализм чиновников, могущий свести в пропасть жизнь хорошего человека, риски, которым мы все подвергаемся… Фильм интересный, но не дает места для дополнительных размышлений, я вряд ли вспомню его детали. 7

Любой ценой Hell or High Water (2016) США
Режиссер: Дэвид Маккензи
В ролях: Джефф Бриджес, Крис Пайн, Бен Фостер
Три номинации на “Оскар-2017”, включая Лучший фильм
Три номинации на “Золотой глобус-2017

Я понимаю, почему этот фильм не вызывает надлежащих реакций у многих моих знакомых, кто не живет в Штатах. Понять и прочувствовать то, что показал нам Маккензи, по-настоящему могут те, кто хотя бы проездом был в американской глубинке. Кто знает цену деньгам, окроплённым трудовым потом, и кто видел ненависть простых людей к банкам и городским богачам. Отчаяние и безнадёга, бесконечные пейзажи Техаса, дороги без начала и конца, и ружья, что встречают непрошенных гостей. Это то, что не вписывается в легенды об американской мечте, о красочной жизни и всеобщем счастье американцев. А тут нам показывают, как люди пашут до смерти, и все равно остаются бедными, а их дети повторяют их жизнь с начала. Не оправдывая в общем-то преступления как таковые, фильм, однако, правдиво показывает, как можно понять людей, решившихся на ограбление банка и тп. Этим он для меня и ценен, атмосферой и искренностью, хотя история сама жутко тоскливая. 8


Моя система оценки фильмов:
1 – не смотреть
2 – очень плохо
3 – плохо
4 – посредственно
5 – терпимо
6 – нормально
7 – хорошо
8 – очень хорошо
9 – замечательно
10 – почти или наверняка шедевр

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s